Дорого строим? Да, дорого! Почему? Попытка взглянуть на причины изнутри. 8. Увеличение стоимости строительства из-за отсутствия квалифицированных кадров.

Дорого строим? Да, дорого! Почему? 

Попытка взглянуть на причины изнутри.

Продолжая анализ причин высокой стоимости Строительства, рассмотрим, как влияет дефицит (отсутствие) высококвалифицированного персонала на стоимость строительства.

8. Увеличение стоимости строительства из-за отсутствия квалифицированных кадров.

Устоялось мнение, что в России две беды: дураки и дороги.

Нет, беда у нас все-таки одна…, именно первая в списке бед, остальные беды, ее производные (полный текст опубликован в [1]).

Ничему нас, однако, не учит опыт истории, поэтому приходит на должность очередная «первая беда» и творит, творит и творит… То врагов народа по всей стране сажаем, то кукурузу за полярным кругом, то налоги на каждую курицу вводим, то коров держать запрещаем, то виноградники рубим, то приватизацию зеркальную национализации свершаем, в итоге «страна на золоте лежит, а люд бедней церковной крысы», зато на миллион нищих один миллиардер…

А если «первых бед» собралось вместе столько, что создалась критическая «масса», то ущерб, порожденный ими, может превысить «ущерб от всех предшествующих войн, до войн последнего Кавказа», что и произошло в результате ошибок первых лет «шоковой» перестройки и псевдоприватизации.*

*Оценки всему, что было совершено «первой бедой» в период «шоковой» перестройки и псевдоприватизации, будут даны следующими поколениями, пока авторы перестройки находят понимание Верховной власти в России, объективная оценка невозможна.

В Англии, прежде чем сократить армию всего на 26 тысяч человек, разработали десятилетнюю программу реабилитации и трудоустройства увольняемых, в течение которых происходило сокращение. И то, возникла масса проблем, которые яростно вскрывала Советская печать.

В России, не особенно печалясь о людях, из Вооруженных Сил выбросили сотни тысяч офицеров и прапорщиков, которых готовили грамотно убивать. Кто-то устроился в милицию, хотя по числу сотрудников МВД, на душу населения мы и так были впереди планеты всей, кто-то пошел в охранные структуры, кто-то стал использовать по прямому назначению то, к чему его готовило государство многие годы, кто-то не выдержал, и добровольно покинули этот мир.

Когда в Англии решили приватизировать убыточные шахты, прежде всего, разработали программу трудоустройства горняков.

В Германии, в Восточных Землях можно было приватизировать огромный завод условно за 1 марку, но новый владелец не имел права уменьшить зарплату, а тем более уволить сотрудников в течение 10 лет без выплаты отступного (практически той же зарплаты за 10 лет).

Наши «гении» перестройки и приватизации решили все «по-русски», начали приватизацию не с убыточных, а с самых прибыльных предприятий и недр. В результате большинство заводов и промышленных предприятий оказались в руках посредников и посредственных людей, которые, как писал «МК», не способны управлять «велосипедом», а тут «самолетом» надо управлять. Дальше все просто, персонал за ворота, станки в металлолом, корпуса под склады пепси-колы и прочих зарубежных товаров, не самого лучшего качества, а продуктов, часто просроченных, в народе именуемых «пластмассой».

Зарубежные производители, с помощью нашей «первой беды» без особых затрат убрали с мирового рынка серьёзного конкурента, в лице промышленности СССР.

Например, могу только спросить, взятку от европейских производителей цемента или гонорар за статью в журнале «Cement» получил министр строительной промышленности, написавший в статье, что на цементных заводах бывшего СССР выпускаются цементы, не соответствующие европейским нормам. В Европе сразу стали отказываться от российского цемента. А цемент действительно не соответствовал европейским нормам, потому что был значительно лучше. На Российских заводах цемент в основном производился по мокрой технологии, поэтому не имеет такого разброса в прочности в пределах одной марки, как у европейских цементов. В ГОСТ 10178-85 не было цемента ниже марки 400, т.е., зато были цементы марок 550 и 600. Марка 400 по прочности в возрасте 28 суток должна была быть не менее 400 кг/см2 и не более 500 кг/см2, максимальный разброс 100 кг/см2. С переходом России на новый ГОСТ 31108-2003, гармонизированный с европейскими стандартами, высокомарочные цементы марок 550 и 600 исчезли, бывшая марка 400 стала примерно классом 42,5 с прочностью в возрасте 28 суток от 408 (в единичной пробе) до 637 кг/см2, разброс больше 200 кг/см2, зато — по европейски… Теперь по ГОСТ 31108-2003 может выпускаться цемент класса 22,5 с минимальной прочностью 204 кг/см2 (в единичной пробе), т.е., практически соответствующий марке 200, выпускавшийся до войны и в первые годы после войны. Наиболее распространённым стал цемент класса 32,5 с по прочности от 331 и 536 кг/см2, а реально от 306 кг/см2 ниже которой, согласно таблице 7 ГОСТ 31108-2003, не должно быть ни одной пробы. Более подробно качество цемента будет проанализировано в разделе: влияние качества на стоимость строительства.

В результате перестройки, а точнее преднамеренного развала промышленности, десятки миллионов граждан России оказались не удел, а точнее без работы. Токаря, фрезеровщики, работники других производственных профессий, портреты которых висели на досках почета фабрик и заводов, продукцию которых ценили во всём мире, умерли в нищете, «под забором» передового «капиталистического» строя. После этого надеяться, что их внуки пойдут в ПТУ учиться на токаря, просто наивно. От сельского хозяйства в России остался только министр, на «обломках» сельского хозяйства. Проедешь из Москвы до Петербурга не по трассе или 300-400 км в любом направлении – корову не увидишь. Пастбища и поля зарастают кустами, от ферм остались руины, которые уже с трудом можно обнаружить среди молодой поросли.

Так выглядит сельское хозяйство в капиталистической России.

Названия не указываю специально, так или ещё хуже выглядят коровники по всей центральной России.

А местная администрация, может быть, узнает свои владения.

А села, за пределами интересов строителей коттеджей и вдали от центральных трасс, где ещё люди выжили, напоминают деревни, из которых только что выбили фашистов.

«И доживают в них старухи, страну поднимавшие в годы разрухи», остальных угнала перестройка на заработки. Огромная часть трудоспособного населения, оставшаяся без работы и оказавшаяся не в состоянии прокормить детей, от безысходности спилась, т.к. водка доступней хлеба была.

Не надо выходить из кабинета, посмотрите на современную карту Владимирской, Ивановской, Костромской, да и других центральных областей России, у названия каждой второй деревни, а где-то ещё чаще, стоит помета (быв.). Это значит, что там умер последний житель этой деревни.

«Деревни, что древней столицы,

Монголов видевшие лица,

Проплакавшие юрьев день,

Исчезли, словно солнца тень.

Из десять сёл, исчезло семь…»

Авторы шоковой перестройки виновны в смерти десятков миллионов людей, которые умерли, не дожив до возраста средней продолжительности жизни в самых слаборазвитых странах, в результате миллионы детей стали беспризорными и бездомными.

Новые «умники» начали борьбу с беспризорниками, то есть со следствием, а не с причиной, впрочем, это одна из производных нашей «первой беды», бить по хвостам.

Существовавшая в СССР и неплохо функционирующая система профессиональной подготовки кадров, с трудом поспевавшая обеспечивать производства специалистами, была уничтожена. Новый строй, нацеленный на импорт товаров и экспорт сырья, не нуждался ни в производстве, ни в работниках производственной сферы, «народа хватит миллион, чтоб нефть качали за флакон».

Пережили начало перестройки ПТУ, готовившие работников сферы потребления и водителей. ПТУ, готовившие специалистов по обработке металлов, легли вместе с предприятиями металлообработки.

С одной стороны в России почти десять миллионов реальных безработных (а не статистических), с другой, дефицит высококвалифицированных специалистов.

Попытки расширить реальное производство упираются в отсутствие высококвалифицированных специалистов нужной специальности. Известна многим история поиска доярок для племенных коров, закупленных в Голландии, в итоге доярок возили за 100-200 км. Своих племенных коров и не племенных тоже, съели еще в начале перестройки. Старые доярки умерли, молодые дожили до пенсионного возраста и не могут уже работать, а в подготовке новых, не было необходимости, т.к., уже больше 20 лет некого доить.

Большинство высококвалифицированных специалистов, прошедших обучение в ПТУ, тоже дожили до предпенсионного возраста. Молодых квалифицированных рабочих, знающих теоретические основы по специальности и владеющих практическими навыками – нет. И с каждым годом все сложнее и сложнее комплектовать промышленное производство высококвалифицированными рабочими.

Строительство, после подземной добычи угля, одна из наиболее травмоопасных отраслей, а работы, по устройству буровых свай, наиболее опасны. Не менее опасна эксплуатация электроустановок строительных площадок. Подготовка молодых специалистов методом наставничества конечно эффективна. Но без знания основ практической электротехники, правил охраны труда и техники безопасности, которые изучают при обучении в ПТУ, невозможно подготовить квалифицированного электрика, да и специалиста по любой другой специальности.

Поражает самоуверенный дилетантизм зазнаек вроде Олега из Рязани, пытающегося в своём обращении убедить Президента России в том, что для обучения в ВУЗе достаточно 2-3 лет. Он не понимает для чего в ПТУ советских времён, сварщиков готовили несколько лет. По убеждению Олега, для достижения совершенства в овладении специальностью сварщика вполне достаточно всего пары часов!

Возможно, мы ещё существуем, а не сгорели и не вымерзли в первую же зиму потому, что системы тепло и газоснабжения делали сварщики, обучавшиеся в ПТУ советских времён по нескольку лет, а не скороспелые дилетанты, не разбирающиеся ни в марках стали, ни в электродах, ни в режимах сварки и т.д.

Становится жутко, когда подумаешь, что такие дилетанты, умеющие льстить и петь дифирамбы, могут оказаться в окружении Президента, а это не исключено.

20 сентября 2010 г., Тунис, испытание сваи-РИТ диаметром 300 мм статической вдавливающей нагрузкой.

Сварка узлов крепления стенда к анкерным сваям выполнена местным сварщиком, не обучавшимся в ПТУ советских времён. В результате под нагрузкой 156 т (последняя ступень нагружения) испытательный стенд разрушился, испытания должны проводиться повторно после восстановления стенда. А могло быть хуже.

Через 5-10 лет, с уходом на пенсию последних рабочих обучавшихся когда-то в ПТУ советских времён, страну может захлестнуть производственный травматизм из-за дефицита высококвалифицированных профессиональных рабочих.

По травматизму (не статистическому, а реальному) Россия уже впереди всех развитых стран.

Как влияет травматизм на стоимость продукции, наглядно показывают аварии на угольных шахтах. Погибают молодые люди, а дети остаются сиротами, после аварии надолго останавливается дόбыча, требуются колоссальные затраты на восстановление шахты.

Потери от аварий в строительстве конечно несравнимы с потерями на шахтах, но пропорция сохраняется, каждый несчастный случай в строительстве помимо искалеченных жизней, увеличивает стоимость строительства.

Возможно некоторые люди, не связанные со строительством, полагают, что в строительстве работают маляры, штукатуры, каменщики, бетонщики, ну ещё рабочие 2-3 специальностей.

В строительной отрасли самая широкая специализация, нужны специалисты нескольких сотен специальностей. Обеспечить подготовку специалистов по всем специальностям не под силу даже крупным предприятиям, а что могут сделать средние и тем более малые предприятия.

Для поддержания техники в работоспособном состоянии, ее модернизации и улучшения за счет рационализации, в нашей фирме функционирует электромеханический участок, оснащенный станками, выкупленными, из сданных в металлолом. Изготавливаем необходимые детали, точим, сверлим, фрезеруем. За 8 лет накопилось более 200 фрез, которые требовалось заточить. Заточку фрез всегда доверяли самым опытным высококвалифицированным специалистам, как правило, в возрасте. По всей Москве и области, в регионе с 15 миллионным населением, несколько лет не могли найти соответствующего специалиста.

Нам нужно много поковок, решили купить кузнечный молот. Нашли на одном «лежащем» заводе, где молот не успели сдать на лом. Но где найти кузнеца? Продавцы молота предлагают, у нас есть кузнец, но заказов нет, поэтому он сидит дома, возьмите его на работу. Сколько лет кузнецу, спрашиваем, – 72!!!

О каких успехах в развитии производства, повышении качества продукции, удвоении ВВП, снижении стоимости строительства можно говорить, если даже не сложные технологические процессы уже некому выполнять.

А что говорить про сложные, например, как сделать «Булаву», чтоб она полетела.

Помню, как когда-то ворчали, что ПТУ готовят двоечников…

Но хорошее, видится издалека. Как бы мы были рады приходу на фирму 30-40 «двоечников» ПТУ нужных нам специальностей.

Несколько лет назад, мы начали обновлять парк бурового оборудования для устройства буровых свай, в 2001 году купили отечественный СП-49Д, переоборудованный под бурение скважин. Решили организовать дополнительное обучение буровиков, хотя бы правильному управлению буровым станком и основам техники безопасности. А буровики, изготавливающие сваи, кроме этого обязательно должны знать инженерную геологию, механику грунтов, реологию бетонных смесей и многое другое, что 2-3 года изучают в специализированных ПТУ, чтобы бурить быстро, получая качественные скважины, заполнять их бетонной смесью и получать в итоге качественные сваи, на которых можно строить высотные здания. Исправление ошибок, допущенных при устройстве буровых свай, обходится безумно дорого, в несколько раз дороже, чем устройство качественных свай. Например, на одном объекте делали сваи под опоры эстакады. Достаточно опытный буровик не почувствовал что в грунте попалась арматура, как потом выяснилось, диаметром 32 мм, накрутил её на шнек, а когда добурил 18 метровую скважины до проектной отметки, понял что шнек не вытащить. Арматура при подъёме врезалась в грунт, как наконечник гарпуна, не давая вытащить шнек. Три дня безуспешно бились, пытаясь вытащить, в итоге пришлось похоронить всю колонну шнеков, залив их цементным раствором, и сделать две дополнительные сваи. Убытки более 570 000 рублей.

Буровиков для изготовления свай готовили когда-то в нескольких ПТУ, в том числе в Можайском для Гидроспецстроя. Это ПТУ, чтобы выжить организовало подготовку водителей, а буровиков не готовили уже лет 20. С трудом нашли единственного преподавателя Корнилова В.В., отвечающего нашим требованиям, который согласился провести курс занятий — 160 часов. Возраст преподавателя в то время был 79 лет. Каждый вечер, прощаясь, Владимир Васильевич говорил: «Если завтра не приеду, не обижайтесь, могу в электричке умереть!» Хотя от доставки его машиной наотрез отказался. Следующий курс переподготовки буровиков провести не удалось, выполнил преподаватель свое предупреждение – умер.

Последние выпускники советских ПТУ достигли пенсионного возраста, добавьте 30-40 лет и получится возраст бывших преподавателей далеко за 70-80 лет. Кто в этом возрасте, если они еще живы, способен вести преподавательскую работу в ПТУ с современной молодёжью?

Следует подчеркнуть, преподавание в ПТУ это особый вид преподавательской работы, ни какой доктор наук, ни один профессор высшей школы не способен заменить преподавателя ПТУ. Не в обиду сказано, преподаватели высшей школы даже не подозревают всех тонкостей специальности, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель ПТУ, чтобы его ученики добились успехов в будущей работе.

Чтобы восстановить систему профтехобразования, нужно конечно и здания ПТУ строить, за которые легко отрапортовать, но самое главное, вначале нужно решить, где и как подготовить преподавателей. Где и кто сможет это сделать? На подготовку квалифицированных преподавателей нужны годы, а то и десятилетия, а этого времени у нас нет!

Чтобы токарь — выпускник ПТУ достиг мастерства высшего разряда нужно после 2-3 лет обучения, проработать 4-8 лет (повышение квалификации 1 разряд в 1-2 года), если выпускник ПТУ имеет призвание к этой профессии от природы, а для человека со средними способностями не меньше 12-15 лет. Другими словами, если приступить к решению проблемы подготовки квалифицированных рабочих незамедлительно, то действительно высококвалифицированные рабочие появятся через 15-20 лет!!!

После войны было не так всё страшно, несмотря на колоссальные людские и материальные потери. Многие 13-14 летние подростки уже имели рабочие специальности, а некоторые даже высокую профессиональную квалификацию.

Разглагольствовать о роботизации производства могут люди никогда не видевшие и не представляющие производства, и теоретики, предлагавшие ещё в начале перестройки формовать кастрюли на прессах, на которых прессовали детали танков. Только такая кастрюля будет по цене чуть дешевле танка.

А роботы кто будет делать.

А строительство, где роботов и у японцев нет?

Или за нас теперь всё китайцы строить будут?

Но тогда и деньги они захотят получать за нас, мы то, на какие шиши жить будем?

Недавно узнал, что мы уже рельсы в Японии покупаем, небось, как томографы, втридорога, а когда-то у нас рельсы покупали для тоннелей под Ламаншем.

Кто-то может сказать платить надо больше и высококвалифицированные рабочие найдутся.

Нет, дорогие россияне, даже солидная зарплата не помогает.

У нас в организации средняя зарплата за 30 000 рублей в месяц, это с учётом помбуров, функция которых откидывать грунт от скважины (по тарифно-квалификационному справочнику землекоп 2-го разряда), а у машинистов буровых станков 60-65 тысяч рублей в месяц на руки. А специалистов, способных делать качественные буровые сваи всё меньше и меньше.

Превышая сметные нормативы продолжаем увеличивать заработную плату, к сожалению, не получая адекватного роста производительности труда. Есть у нас 3-4 самородка, которые каким-то седьмым чувством чувствуют, где обороты добавить, где надавить, а где наоборот поддёрнуть инструмент, в итоге изготавливают по 5 высококачественных свай практически за полсмены. А есть такие, что и 2 сваи с тремя-четырьмя перебурками не могут сделать за смену, вся бригада с ног валится от усталости, материалов угроблено как на 6-8 свай, а качественных свай нет.

О каком снижении стоимости свайных фундаментов можно говорить, если нет высококвалифицированных буровиков?

Предлагали нашим высококвалифицированным асам перейти на обучение мастерскому бурению других буровиков, даже с учётом увеличения зарплаты. (Где Вы видели преподавателя с зарплатой в 70 000 рублей?) Нет, ни в какую, вплоть до увольнения. Ответ простой, «меня ценят как буровика, а как преподаватель я ноль, зачем мне это?»

Вы посмотрите, куда мы скатились: Алжир вернул наши истребители, Индия отказалась от наших кораблей и танков, будет делать сама по лицензии (значит, рабочие места будут у них, а не у нас), Венесуэла закупает завод по производству «Калашниковых», корабли планируем закупать у Франции… Даже оборонка уже ничего не может сделать, продаём из старых запасов… Всё от льнопроизводства до станкостроения, всё уничтожено. Состояние страшней, чем после 45 года.

В стране миллионы беспризорных детей, которые даже школу не посещают, учатся в воровских «университетах», их надо накормить, обуть, одеть и посадить за парты. Возможно, как было раньше в школах, ввести изучение рабочих специальностей, например электрика, каменщика, арматурщика и других профессий. По крайней мере, каждому человеку пригодятся в жизни эти навыки. Всё это у нас было, я учился 11 лет, потому, что нас досконально учили по специальности водитель III класса-автослесарь и летом после 9 и 10 класса я работал слесарем на автобазе №13 в г. Нарва.

Мы стали забывать классиков, напомню, Герцен писал: В своих стихах Гёте для философии дал много больше, чем философ Фейербах, только потому, что профессионально владел одной естественной наукой.

Что же делать?

Предложение:

1. Нужна программа индустриализации России, подъёма экономики во всех отраслях народного хозяйства.

2. Именно индустриализация, так как основные производства, создающие средства производства, еле теплятся, за 20 лет перестройки мы отстали от передовых стран, как говорят, навсегда. Современная индустриализация, в отличие от индустриализации СССР 30 годов, должна преследовать цель: повышение производительности труда в 20…30 раз!!! Для этого нужна небольшая группа специалистов высочайшей квалификации. Возможно, из бывших сотрудников Госплана, еще способных работать. Эта группа должна определить основные направления развития экономики России на 25…50 лет без деталировки и выложить эту программу для всеобщего обсуждения.

3. Выработать систему налогового стимулирования инвестиций и налогообложения деятельности в приоритетных областях на 10…25 лет.

4. Выработать систему других льгот, чем полнее цикл производства, тем больше льгот. За «отвёрточную сборку» минимум льгот.

5. Мы обязаны создать инвесторам самые лучшие условия в мире.

6. Единственное ограничение – на работу на этих предприятиях должно быть принято, например, не менее 30-50% россиян.

7. Нужно принять Национальный проект по подъёму экономики неиндустриальных отраслей народного хозяйства, включая сельское, текстильную промышленность, транспорт и т.д.

8. Нужно принять Национальную программу по подготовке кадров, с учётов программы индустриализации России. Неважно как её назвать, важно, что острота этой проблемы осознана руководством страны, теперь главное – наличие воли для её решения и осуществления постоянного контроля. Нельзя допустить свести всё к формальному строительству зданий профтехучилищ, которые незаметно приватизируют умные люди.

9. Решение этих проектов и программ нельзя допустить превратить в очередную кампанейщину и источник для разворовывания бюджетных средств.

10. Организовать контроль со стороны народа за исполнением решений. Люди всё видят и всё знают, просто большинство на всё махнуло рукой, потому что ничего, кроме разворовывания страны, до конца не доведено.

    Но самое главное, если Президент проявил заинтересованность в восстановлении экономики и системы подготовки кадров и взялся за ее решение, наша задача (всех честных предпринимателей) помочь ему в этом,

    Без пафоса, за нами Россия, отступать больше некуда.

    Где взять преподавателей для ПТУ?

    Вопрос очень сложный.

    Предложения:

    Направить наших специалистов на обучение и стажировку в республики бывшего Союза, где оказались умнее нас и не уничтожили полностью систему профподготовки.

    Пригласить преподавателей из республик бывшего Союза в Россию, предоставив гражданство, жильё и достойную зарплату.

    Была затронута проблема дефицита квалифицированных рабочих. Но проблем так же предостаточно с подготовкой высококвалифицированных специалистов всех уровней. Например, мы рассчитывали, за время кризиса укомплектовать фирму высококвалифицированными мастерами и прорабами. Приняли за год на работу 11 человек и эти же 11 человек уволили и остались с теми с кем работали до кризиса. Руководители многих строительных организаций не имеют даже высшего строительного образования,

    Все институты в России вдруг стали университетами, только не понятно «кого» и для «кого» они теперь готовят. Из выпускников практически никто даже не думает идти на линию. Может быть, потому что университеты заканчивают, поэтому считают, что мастером на стройку идти работать не престижно.

    Профессиональная подготовка специалистов в ВУЗах для производства, мягко сказать, недостаточна. При тестировании на должность инженера электрика, спрашиваем, Вы же закон Ома изучали, почему не можете ответить? Нет, говорит, мы такой закон не изучали…

    Первая должность выпускника ВУЗа на производстве – Мастер, т.е., мастерски владеющий производством, поэтому написано без ошибки именно с большой буквы.

    Что может или что умеет новоиспечённый в ВУЗе мастер?

    НИЧЕГО!!!

    Разве это нормально?

    В ВУЗах обучение нацелено на подготовку будущих учёных, исследователей, ну, в крайнем случае, проектировщиков.

    Для кого «готовится» такое количество потенциальных учёных, каждый год почти миллион, для заграницы?

    У нас практически не осталось научно-исследовательских институтов по существу (вывеска НИИ… еще ничего не значит в области науки, а чаще используется для сдачи институтских площадей в аренду околовсяческим посредникам, чтобы как-то выжить институту). Строительная наука если ещё теплится, то только на подвижничестве отдельных энтузиастов. Научно-исследовательские институты, как и производство, были забыты ещё в начале перестройки руководством нашей страны, было не до них, делили «пирог». Государство, ни каких солидных исследований не заказывало, предприниматели малого и среднего производственного бизнеса еле-еле концы с концами сводят, им не до науки, самим бы выжить.

    А новые миллиардеры?

    Это в Японии в период подъёма экономики президент автоконцерна «Тоёта» на работу ездил на велосипеде, чтобы на сэкономленные деньги купить дополнительный станок. А у наших нуворишей, «заработавших» миллиарды за счёт воровской приватизации богатств, над созданием которых десятилетиями трудились сотни миллионов человек, ставших нищими, хватает ума только на растранжиривание этих миллиардов: кутежи и развлечения, покупку яхт, футбольных клубов и дворцов. Они не собираются жить в России, если не вкладывают деньги в развитие её экономики, в создание рабочих мест в России, в финансирование российской науки, системы образования и подготовки кадров. Видно, что они себя в России чувствуют временщиками.

    Не все студенты будут учёными, значит нужно готовить в ВУЗах производственников, а это уже другая специализация. Почему выпускники боятся производства? Возможно потому, что неправильно их готовят в ВУЗе, а точнее не достаточно готовят к работе в должности мастера, прораба.

    Многих от производства отпугивают трудности:

    — технические (никак не могут понять, для чего это именно так делается, почему арматура размещается в растянутой зоне, и т.п., не воспринимают обучение, так как не знают элементарных азов);

    — организационные (не могут организовать работу даже маленькой бригады, звена рабочих);

    — физические (в котловане грязь, осенью дождь, зимой мороз, ноги постоянно в воде);

    — работа с людьми (если преодолел первые трудности).

    Видимо после поступления в ВУЗ следует проводить тестирование на профпригодность. Кто способен работать на производстве, кто проектировщиком, кто способен работать в науке, и рекомендовать этим студентам обучаться по соответствующей программе. Остальным студентам предоставить право самостоятельно выбирать специализацию, всё равно большинство из этих оставшихся не пойдёт ни в науку, ни в проектировщики, ни на производство, им диплом нужен, чтобы стоять за прилавком и т.п. Значит с теми, кто хочет учиться, преподаватели будут заниматься практически с каждым индивидуально, что повысит качество подготовки желающих учиться.

    С проектировщиками нам было проще, ещё на стадии обучения в институте мы брали студентов на практику, они работали рабочими в котловане, а мы присматривались к ним, кого взять. Прошли ребята все наши рабочие специальности, поэтому видимо учиться старались хорошо, что бы дальше проектировать, работая в тёплом кабинете. Когда профессор З.Г. Тер-Мартиросян узнал, сколько мы платим его студентам практикантам, попросился на работу, но, учитывая его авторитет как учёного, мы его просьбу всё-таки посчитали шуткой.

    Удивительного здесь ничего нет, преподаватель ТГАСУ Самарин Д.Г. защитил в далёком Томске диссертацию на тему: Совершенствование способа устройства буроинъекционных свай с использованием электрических разрядов, а после защиты по договорённости приехали ещё с одним преподавателем подработать во время отпуска рабочими на устройстве свай-РИТ (работали на объекте МШУ «Сколково»).

    Я не говорил, что у учителей и преподавателей нищенская зарплата, потому что, то что они получают, зарплатой называть нельзя, даже пособием по безработице не назовёшь.

    Предложение:

    Необходимо для высшей и средней школы оперативно разработать программу подготовки профессиональных руководителей строительного производства от бригадира до прораба и незамедлительно начать обучение желающих работать на производстве. Для этого следует разработать соответствующие программы обучения, подготовить преподавательский состав, возможно даже с привлечением линейного персонала строительных организаций для преподавания на кафедрах технологии и организации производства. Во время учёбы в ВВИТКУ все преподаватели до этого проработали на линии по 5-10 лет, поэтому нас готовили к работе на производстве.

    Постоянно нужно поднимать престиж линейных работников, у нас забыли басни Крылова: «Ах, ты пела, это дело…»

    Перевод преподавателей из ВУЗов в Техникумы и ПТУ ни к чему хорошему не приведёт.

    Ещё глупее сокращать количество технических ВУЗов. Мы через это уже проходили.

    Напомню историю, которая затронула мою судьбу. Перед войной флот получал много новых кораблей, а пункты базирования были плохо оборудованы. В 1939 году Народный комиссар Военно-морского флота Н.Г. Кузнецов обратился к Сталину, с предложением организовать подготовку инженеров для строительства военно-морских баз на базе одного из строительных институтов Ленинграда. Так было создано ВИТУ ВМФ. Пришедший к власти Н.С. Хрущёв («первая беда»), воодушевлённый успехами в создании ракетных технологий, резко сократил армию и флот, порезал сотни кораблей, а курсантов ВИТУ переодели в сухопутную форму и стали готовить инженеров по строительству ракетных комплексов. Буквально через 10 лет, даже порезанный флот стал задыхаться от нехватки специалистов инженеров строителей. В училище срочно создали отделение базового строительства (ОБС). Однако дефицит продолжал нарастать. ОБС развернули в факультет строительства военно-морских баз. После окончания, которого в 1971 году, молодые лейтенанты, и том числе Ваш покорный слуга, на флотах сразу попадали на майорские должности, таков был разрыв поколений. Ликвидировали этот разрыв только в конце 80 годов. А тут перестройка…

    Учитывая приведённый пример из жизни, ни в коем случае нельзя сокращать технические ВУЗы, если хотим сохранить Россию! Иначе мы получим ещё большие проблемы…

    В 1970 году вышла в СССР книга нашего соотечественника профессора В.И. Терещенко [2] , преподававшего в США, «Курс для высшего управленческого персонала». Первое что поразило в этой толстой книге, набранной мелким шрифтом, то, что к высшему управленческому персоналу он относил всех руководителей от бригадиров, мастеров и выше. Второе, что при капитализме нужно работать, работать и работать. Руководителей, способных качественно выполнять свои обязанности за 48 часовую рабочую неделю, всего 1 на миллион руководителей (т.е. таких нет).

    К этому следовало бы добавить, каждый выпускник ВУЗа, каждый руководитель, начиная от мастера должен постоянно повышать свое мастерство, поэтому нужно упорно учиться и упорно работать, упорно учиться и упорно работать, упорно учиться и упорно работать, остальные, кто не будут упорно учиться и упорно работать, останутся за бортом капиталистической корабля.

    Человек до тех пор молод и имеет перспективу, пока он упорно учится и упорно работает независимо от возраста.

    Литература:

    1. Еремин В.Я. Призрак дилетантства. Перестройка или деградация? Пути выхода из тупика./ Строительство и бизнес. 2007, № 7(83), с. 11.
    2. Терещенко В.И. Курс для высшего управленческого персонала. Экономика, 1970. — 808 с.

    Продолжение следует.

    С уважением, к.т.н. В.Я. Ерёмин,

    технический директор фирмы ООО «МПО «РИТА»

    Добавить комментарий

    Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

    Логотип WordPress.com

    Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

    Фотография Twitter

    Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

    Фотография Facebook

    Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

    Google+ photo

    Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

    Connecting to %s