Продолжение-2

Дорого строим? Да, дорого! Почему?

Попытка взглянуть на причины изнутри.

Думал, что в первых двух частях статьи: Дорого строим? Да, дорого! Почему?, затронул основные причины, увеличивающие стоимость строительства. Дискуссия, проходящая на форуме dwg.ru по этой проблеме, заставила к ней вернуться. Исследуемая проблема причин высокой стоимости строительства не простая, поэтому чтобы не переутомлять читателей, буду затрагивать по одному вопросу в каждом продолжении, а нумерацию затрагиваемых вопросов применять сквозную.

7. Система неплатежей в строительстве.

Задержка оплаты выполненных работ приводит к увеличению стоимости строительства часто на 20% и более.

Во времена развитого социализма «ходил» анекдот: Посетитель в поликлинике ищет врача «ухо-глаз».

Медсестра: Нет такого, запишитесь к окулисту и к ЛОРу.

Нет, мне к «ухо-глазу».

Почему???

«Включаю радио, слышу одно, захожу в магазин вижу другое…»

Такая ситуация складывается с малыми производственными предприятиями в России [1].

Президент России и Председатель Правительства говорят неустанно о поддержке малого и среднего бизнеса.

А чиновничья прослойка делает всё, чтобы этот малый бизнес, особенно производственный, быстрей исчез, и не портил чиновникам жизнь.

Можно однозначно утверждать, что ни одно малое предприятие, занятое в производстве, не должно большому, а каждое «большое» должно малым, по крайней мере, хотя бы одному. То есть «большие» своевременно не расплачиваются с малыми предприятиями за выполненные работы.*

*Эти вопросы в сжатом виде были размещены на сайте Д. Медведева, получено извещение, что материал направлен в Министерство Экономического развития РФ. Ответ Министерства будет прокомментирован ниже.

По этому поводу Гражданский кодекс (статья 395, пункт 1) определил, что «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счёт другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учётной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учётной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором«.

Так предусмотрено в ГК – главном законе в отношениях между юридическими лицами, обязательном для всех.

Однако для Высшего Арбитражного Суда (ВАС) Гражданский кодекс не закон или ВАС считает местом нахождения кредитора «не дом и не улицу, а адрес Советский Союз», т.е. Россию.

ВАС постановил: «51. Размер процентов, подлежащих уплате за пользование чужими денежными средствами, определяется существующей в месте жительства кредитора-гражданина (месте нахождения юридического лица) учётной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. В настоящее время (это с 1998 г.) в отношениях между организациями и гражданами Российской Федерации подлежат уплате проценты в размере единой учётной ставки Центрального банка Российской Федерации
по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования)«.

Видимо кто-то из «больших» хорошо простимулировал такое своеобразное толкование положений Гражданского кодекса. В результате, теперь «Большие» (Заказчики, Генподрядчики) обогащаются, годами не оплачивая субподрядчикам выполненные работы. Для того чтобы заплатить за выполненные работы «Большие» должны бы были взять в коммерческом банке кредит под банковский процент существенно превышающий ставку Центробанка. А если «Большой» своевременно не заплатит субподрядчикам за выполненные работы, то по решению арбитражного суда, а это в лучшем случае будет через год, он оплатит долг за выполненные работы, который обесценится на уровень инфляции, и проценты за пользование чужими деньгами, но по савке Центробанка. Выигрыш «Большого» на лицо, т.е. в кармане, разница за счёт инфляции примерно до 10% и разница в процентах кредитования в коммерческом банке и ставкой Центробанка, это ещё процентов 10.

И найдите среди «Больших» глупца, который будет вовремя оплачивать выполненные работы, а тем более осуществлять своевременно окончательный расчёт. Таких заказчиков и генподрядчиков, которые полностью и в срок оплатили выполненные работы единицы, и мы их ценим.

Премьер Министр пригрозил натравить прокуроров и пересажать всех директоров предприятий, которые вовремя не выплатят зарплату. Обратите внимание, пересажают директоров не «Больших», за задержку оплаты выполненных работ, а работая, как принято в России, по хвостам посадят тех, кто не получил денег за выполненную работу!!! Вы же летаете на истребителях и ходите на подлодках, и вдруг не трогаете «Больших», боитесь? Хотя, к слову, не Ваше это дело летать на истребителях. Полёт на истребителе человека такого ранга обходится видимо не в хилую копеечку, а пользы было бы больше, если бы лишний тренировочный полёт совершил тот, кому в случае «Ч» придётся воевать на этом истребителе. Но это другая тема. Об имидже больших людей должны заботиться толковые имиджмейкеры, чтобы народ потом не надсмехался.

А малые предприятия, что бы выплатить заработную плату рабочим (и не сесть в тюрьму), заплатить налоги, рассчитаться с поставщиками материалов, произвести лизинговые платежи и т. д., вынуждены брать кредиты в коммерческих банках не по ставке Центробанка, а под грабительский процент, в настоящее время в 2 и более раза превышающий ставку рефинансирования. Благодаря заботе Высшего Арбитражного Суда о «больших» им можно не брать кредиты, достаточно не платить малым субподрядчикам за выполненные работы. Пока наши арбитражи неспешно рассматривают иски, а «большие» не являются на заседания по «уважительной» причине, до принятия решения проходят годы. Дальше на годы затягивается исполнение решения суда.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд своими постановлениями провоцирует «Больших» не платить малым, а обогащаться за счёт малых предприятий. Нельзя призывать к совести «Больших», им экономически выгоднее не платить и пользоваться чужими деньгами, чем брать кредиты. Вот и получается, как при развитом социализме слышим одно, а на деле видим совершенно другое.

Нужен для ВАС врач «ухо-глаз», и не только для него.

Некоторые «Большие» специально создают десятки ООО, которые заключают договора, проводят несколько платежей за выполненные работы, а дальше не платят, и с этих ООО в итоге, даже по решению суда, взять нечего, счета обнулены, имущества нет, предприятие открыто на утерянный паспорт и т.п. Можно резонно возразить, что прежде чем заключать договор нужно досконально проверить контрагента. Действительно можно. У нас в России в структурах обеспечивающих охрану и экономическую безопасность уже числится больше сотрудников, чем работает в реальном производстве. Содержать эту армию, значит увеличивать стоимость строительства, и в состоянии их содержать только «Большим».

В период исполнения договора можно малому предприятию остановить работу, пока не погасят задолженность, если большие не выкинут со строительной площадки, найдя других «камикадзе».

Мы владеем уникальной технологией устройства свай, заменить которую невозможно, если хотя бы часть свай уже сделана, поэтому так и делаем. Например, на одном объекте мы дважды останавливали работы, последний раз недоделав 98 буровых свай, потому что генподрядчик не оплатил 38 миллионов рублей за работы выполненные ранее. Более года по этой причине простояла стройка. Убытки несут все, и генподрядчик, и заказчик, и инвесторы, и мы, так как у нас на объекте стоит дорогостоящее оборудование. С каждой остановкой работ мы несём убытки на консервацию и расконсервацию оборудования и выполненных работ, так как до окончательной их сдачи заказчику все риски случайной гибели или повреждения выполненных работ лежат на нас. Задержка с вводом в эксплуатацию жилого дома более чем на 1 год увеличивает приведённую стоимость строительства более чем на 20%.

Другой пример, упомянутые в продолжение статьи «Дорого строим? Да, дорого. Почему?», 10450 свай, изготовленных за 6 месяцев, если исключить время простоев из-за задержек оплаты выполненных работ. А фактически к 6 месяцам работы следует добавить 4 месяца вынужденных простоев, чтобы заплатили за выполненные работы. При этом заказчик генподрядчику заплатил за работы, выполненные нами, а мы от генподрядчика денег не получили.

Можно посчитать, насколько дороже становится строительство, если 1 день задержки увеличивает условную стоимость завода, за счёт потерь от реализации продукции, примерно на 1,2 миллиона рублей, а задержка с вводом в эксплуатацию конкретного завода измеряются такими сроками. Четыре месяца и это ещё не конечный срок задержки, т.к. стоим и в настоящее время, и будем стоять, пока генподрядчик не погасит долг в 44 880 000 рублей за выполненные работы.

Положительный пример, на одном объекте предстояло выполнить 900 буровых свай за 45 дней. Заказчиком для нас была фирма «ТОРОС», учитывая, что заказчик обещал осуществлять платежи еженедельно, мы рискнули и дали цену на 20% ниже рыночной. Благодаря ритмичному финансированию работали без остановок, и при этом получили прибыль, составившую почти 7% от стоимости СМР.

Как можно работать в условиях злостных неплатежей?

Руководство стройкомплекса «помогает», предупреждая, что, если не закончим свайное поле бесплатно, будет сделано всё, чтобы мы больше не получили работы на других объектах. В этом заключается «поддержка» малого бизнеса? Это вместо того, чтобы заставить своевременно, по условиям договора оплатить выполненные работы. Кризис здесь не причём, наше предприятие работает двадцатый год, и все время практически по каждому договору приходится бороться с неплатежами, где с задержкой на месяц, а где-то с задержкой на годы. Несём судебные издержки, которые должна была бы возместить виновная сторона, но часто остаёмся с положительным решением суда, которое исполнить невозможно. Большие фирмы-жулики делают так, что к моменту вынесения решения суда с этих фирм нечего было взять.

Другой пример «помощи» малым предприятиям. Не случайно было выше упомянуто, что малое предприятие должно заплатить налоги, не получив денег от «Большого» Генподрядчика или Заказчика. Налоговую инспекцию не интересует, где малое предприятие возьмёт деньги. Например, согласно положениям Налогового кодекса РФ (статья 167 п. 1), моментом определения налоговой базы НДС «является наиболее ранняя из следующих дат:

1. день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2. день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

Такие правила налогообложения установлены естественно для «поддержки» бизнеса. По договору строительного подряда предприятие получает аванс. Даже на объекты, финансируемые из бюджета, сумма аванса составляет 30% от стоимости строительно-монтажных работ по договору. Однако из этих 30% процентов предприятие обязано заплатить 18% НДС, а чтобы иметь возможность нормально работать вынуждено взять кредит под грабительский процент.

При этом законодатели почему-то забыли, о смысле налога на добавленную стоимость. Физический смысл этого налога состоит именно в начислении налога на стоимость, которую добавили, т.е. на выполненную работу, оказанную услугу, на худой конец, на выплаченную зарплату. На момент получения аванса выполнение у подрядчика равно нулю, заработной платы выплачено ноль. Согласно математическим законам, нуль, умноженный на любое число, даже если это 0,18 (НДС = 18%), получается нуль. Но наши законодатели видимо не сильно утруждали себя в школе изучением элементарной математики, поэтому они законы сочиняют не из условий здравого смысла или каких-то абстрактных правил математики, а из условий облегчения работы налоговой инспекции, им так удобней учитывать. Обратите внимание, не из условия облегчения работы предприятия и предпринимателя, а из условий облегчения работы чиновника.

Когда малое предприятие выполнило часть работ за первый месяц, стороны подписали акты и справки выполненных работ (формы КС-2 и КС-3), что бы получить деньги от заказчика (генподрядчика), потребуется не один месяц. Государство, вместо того, чтобы создать систему, делающую экономически выгодной быстрейшую оплату работ и услуг, выполненных субподрядчиками — малыми предприятиями, требует с них заплатить налоги до получения денег от заказчика (генподрядчика). А ведь предприятию нужно еще выплатить зарплату работникам и одновременно единый социальный налог, иначе государство угрожает «натравить» прокурора, рассчитаться с поставщиками материалов, и всё это должно быть выплачено из неполученных от заказчика денег. На выплату зарплаты и налогов надо брать краткосрочный кредит под нехилый процент, в разы превышающий ставку рефинансирования ЦБ, а за задержку платежа в лучшем случае удастся вернуть по ставке ЦБ, если вообще удастся вернуть.

В тоже время, изготовленная продукция, например часть свайного поля, остается собственностью малого предприятия, пока не будет произведена передача имущественных прав заказчику (генподрядчику).

Эти вопросы в сжатом виде были размещены на сайте Д. Медведева, получено извещение, что материал направлен в Министерство Экономического развития РФ.

Весьма быстро был получен ответ, можете его прочитать (копия его приводится), чтобы убедиться, таких бюрократических отписок в советские времена не было, видимо боялись исключения из партии. А теперь, отписались, как от назойливой мухи отмахнулись, даже не вникнув в сущность поднятой проблемы. Одной из мер, направленных на совершенствование администрирования НДС стал переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате налога по методу начисления, что соответствует применяемому в международной практике методу определения даты возникновения налогового обязательства.

Бюрократическое выражение: «Одной из мер, направленных на совершенствование…,» так напомнил меры правительства по улучшению обеспечения жильём военнослужащих, «ставить на учёт, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, если на одного члена семьи офицера приходится менее 4 м2 жилой площади…», до выхода постановления на учёт ставили если приходилось на одного члена семьи менее 6 м2.

Вот и сейчас такая же о нас забота…

Почему-то в Министерстве Экономического развития РФ не учли, что международной практике принято вовремя, без задержек платить за выполненные работы, поэтому там так и налоги начисляются.

Работы выполнены, подписаны формы КС-2 и КС-3, всё налог на добавленную стоимость начислен. А если не уплатил в установленный срок, включается счётчик и накручиваются пени. А деньги от заказчика подрядчик не получил!!!

И что должен делать в этом случае подрядчик?

Государство ему помогать отказалось (см. ответ Министерства Экономического развития РФ), и даже наоборот, создало экономически выгодную для заказчиков систему, стимулирующую неплатежи.

Таким образом, государство выпустило субподрядчика на «большую дорогу», где хочешь там и бери деньги.

А еще нужно выплатить заработную плату и налоги, начисляемые на зарплату. А чтоб как то выжить, рождаются серые и чёрные схемы выплаты заработной платы, потому что платить надо, а денег нет.

Вопросы ставились и стоят до сих пор:

1 — устранить систему неплатежей;

2 – налоги платить после получения оплаты за выполненные работы;

3 – НДС не начислять на авансовые платежи.

Но чиновники видимо считают, что поставленные вопросы … всю жизнь стоять могут.

Выше шла речь о промежуточных платежах, для получения которых ещё можно было приостановить работы и таким образом давить на неплательщика. Но каких трудов и нервов стоит получение последнего платежа по исполненному договору, когда малое предприятие уже не нужно «Большому».

По большей части договоров деньги получаем только после обращения в суд и то, если эта большая фирма планирует с вами работать в дальнейшем, а если нет, то никакие приставы ничего не найдут. Фактическое получение денег за выполненные работы, в лучшем случае, задерживается на 2…3 месяца, в худшем навсегда, а заработная плата работникам выплачена, а вместе с ней уплачен единый социальный налог, а также налог на добавленную стоимость.

Часть долгов становятся безнадёжными и их надо списывать.

Государство «позаботилось» о предприятиях и в Статье 266 Налогового кодекса определило порядок формирования резерва по сомнительным долгам по принципу: «вяжем кофточки детям из шести родителей». Разрешено создать названный резерв путём отчислений, включаемых в состав внереализационных расходов, то есть, по сути, за счёт прибыли предприятия, только до уплаты налога на прибыль. Таким образом, Государство, создав систему неплатежей, взяло на себя погашение 24% сумм безнадёжных долгов, невыплаченных за выполненные работы.

А с чего бы у «государства болела голова», к этому времени, предприятие из своей прибыли уже выплатило зарплату работникам, а Государству единый социальный налог и НДС, поэтому видимо Государство устраивает созданная им системы неплатежей,

Если малому предприятию, наконец, удалось получить деньги с дебитора, то через годы после завершения работ, когда уже все затраты списаны, и полученная в погашение долга сумма, становится прибылью для предприятия. Предприятие обязано заплатить с этой суммы налог по ставке 24%. В итоге, вся нагрузка, связанная с неплатежами легла на плечи малого предприятия.

Все как сговорились, повторяют и повторяют о необходимости выделения кредитов малым предприятиям.

НЕ НАДО НАМ КРЕДИТОВ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ!

ПОМОГИТЕ ВЕРНУТЬ ЗАРАБОТАННОЕ.

Прошёл очередной месяц, сумма дебиторской задолженности возросла до 110 миллионов!

ГДЕ ЗАКОНЫ, которые должны остановить неплатежи???

ГДЕ ЗАКОНЫ, которые должны сделать невыгодной задержку оплаты выполненных работ???

Стоит только удивляться, как ухитряется выживать в таких условиях малый и средний бизнес, давая ещё 15% валового продукта.

Если Государство не встанет на сторону малых предприятий, то они так и не станут основой экономики в России, не появится среднего класса, как бы много и красиво ни говорили наверху о поддержке малого бизнеса.

В России не только отсутствует система, делающая невыгодной задержку платежей за выполненные работы и услуги, а наоборот создана система, поощряющая «Больших» задерживать платежи и не оплачивать малым и средним предприятиям выполненные работы, увеличивая тем самым, стоимость строительства.

Предложения:

1. Установить законом для должников юридических лиц ставку процентов не ниже удвоенной ставки рефинансирования ЦБ или ещё более жёсткие условия.

2. Налоги платить после получения оплаты за выполненные работы.

3. НДС не должен участвовать в обороте, это почва для однодневок и обналички.

Продолжение следует.

С уважением, к.т.н. В.Я. Ерёмин,

технический директор ООО «МПО «РИТА»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s